МОУ Орловская СОШ 
им. И.Ф. Жужукина
 

Главная

Назад

 

   1. Сказочно-правовая викторина-тест

«Права литературных героев»

1.    В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

 А) «Огневушка-поскакушка»

     Б) «Жар-птица»

     В) «Красная шапочка»

 2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что    нарушено их право на неприкосновенность  жилища?

   А) «Три поросенка» 

   Б) «Горячий камень» 

   В) «Ашиб-Кериб»

 3.  Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь?

   А) «Медной горы хозяйка»

   Б) «Марья Моревна»

   В) «Дюймовочка»

  4.  Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства?

  А) «Серая шейка»

   Б) «Лягушка-путешественница» 

   В) «Снегурочка»

  5. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

     А) «Золушка»

     Б) «Дюймовочка» 

     В) «Спящая красавица»

  6. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

    А) «Аленький цветочек»     

    Б) «Воробьишко»

    В) «Золотой ключик, или Приключения  Буратино»   

 7.  Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на  беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений?    

  А) «Капитан Врунгель»

   Б) «Барон Мюнхаузен»

   В) «Кот в сапогах»

 8. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

А) «Квартет»

Б) «Приключения Тома Сойера»

В) «Дядя Федор,  пес и кот»

 9. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

 А) «Никита Кожемяка»

 Б) «Сказка о попе и его работнике Балде»

 В) «Про Иванушку-дурачка»

 10. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями?

 А) «Синдбад-мореход»

 Б) «Алиса – девочка из будущего»

 В) Гарри Поттер»

2.Игра "Государственные символы в судьбе России"

Викторина

Где изображается государственный герб Российской Федерации? (на паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках.)

В каком веке появился первый герб нашего государства? (в конце 14 века)

Двуглавый орел на гербе появился во время царствования какого царя? (Ивана 3)

Что такое Герб? (символ государства, города, рода)

Когда исполняется гимн России? (в случаях торжественных, предусмотренных законом)

Авторы гимна России? (С.Михалков; А.Александров)

Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное)

Откуда пришел к нам двуглавый орел? (из Византии)

 

3. Загадки из истории Руси.

1. Лежит на лавке пятак, не выдернуть никак.

2. Два лежат, два стоят, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет.

3. Крутая гора: что ни шаг – то нора.

4. Стоит столбом, горит огнем: ни жару, ни пару, ни угольев.

5. Черный конь прыгает в огонь.

6. На стене висит, болтается, за него всяк хватается.

7. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят.

8. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать.

9. Маленький шарик все обшарит,  обежит теремок -  и опять в уголок.

10. Светленько, чистенько, посмотреть любенько. И языка нет, а правду скажет.

11. Новая посудина, а вся в дырках.

12. Идет пароход – то взад, то вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать.

13. Сижу верхом, не ведаю на ком, знакомца

         встречу – соскочу, привечу.

14. Два арапа – родные брата, ростом по колено, везде с нами гуляют и нас защищают.

15. Бежит свинка – пересечена спинка.

16. Построен хлевец для пяти овец. На десятерых братьев двух шуб хватает.

17. Зимой протянулся, а летом свернулся.

18. Их палят и варят, а  не едят.

4. Турнир знатоков избирательного права

Цели турнира:

1.    Расширить и углубить знания учащихся в области избирательного права, правовых основ нашего государства.

2.    Способствовать воспитанию политически активных, законопослушных граждан, способных отстаивать свои права законными методами, знающих и исполняющих свои гражданские обязанности, способных построить в России правовое государство и гражданское общество.

3.    Развивать у учащихся умения и навыки применения полученных на уроках правовых знаний на практике в различных жизненных ситуациях.

Оформление зала:

 1.    Плакаты с высказываниями  о государстве и праве.

2.    Таблички с названиями команд.

3.    Карточки с описанием правовых ситуаций

4.    Таблицы с определениями для конкурса

5.    Разрезанные  листы с высказываниями

6.    Стенд для подсчета баллов жюри.

 Ход турнира.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы принять участие в турнире знатоков избирательного права.

            Как часто в жизни нам приходится делать выбор. Уже совсем скоро, через несколько лет участники нашего турнира станут полноправными участниками политической жизни нашей страны. Но и сейчас, являясь игроками нашего турнира, вы уже проявляете гражданскую активность.

                Участники команд продемонстрируют сегодня свои знания по истории, обществознанию, избирательному законодательству. Они будут состязаться в смекалке и находчивости, проявят свои художественные способности. А у болельщиков будет возможность не только посмотреть игру, но и поддержать свою команду, повлиять на результат игры, заработав для одной из команд дополнительные очки.

             В нашей сегодняшней игре принимает участие команда «Правоведы», (представляет членов команды). Соперничать с «Правоведами» будет команда «Знатоки» (представляет членов команды).

А оценивать ответы команд будет строгое, но справедливое жюри (представляет членов жюри).

           Итак, команды готовы? Тогда начинаем наш турнир.

Конкурс №1. Словарь  избирателя.

Каждая команда получает лист бумаги с таблицей. В левой части таблицы записаны определения. Команды должны в правой части таблицы записать соответствующие им понятия. Баллы засчитываются по количеству правильных ответов.

Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан.

демократия

Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан

Конституция

Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов

Избирательный

бюллетень

Человек, который пользуется всеми правами, предоставляемыми данным государством,  и выполняет обязанности перед этим государством.

гражданин

Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса

референдум

Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила

закон

Гражданин, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением выборов

наблюдатель

Избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное или относительное большинство голосов

мажоритарная

 А пока команды заполняют таблицу,  мы проведем конкурс для болельщиков.

 Конкурс №2. Конкурс для болельщиков.

                                  Блиц-турнир.

1.    Как называется парламент нашего государства? (Федеральное собрание)

2.    Кто является  Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Российской Федерации? (Президент РФ)

3.    Что такое активное избирательное право? (право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

4.    Что такое пассивное избирательное право? (право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

5.    С какого возраста гражданин РФ обладает активным избирательным правом? (с 18 лет)

6.    Можно ли проводить предвыборную агитацию в день выборов? (нельзя)

7.    Какой орган осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации? (Правительство Российской Федерации)

8.    Что такое популизм? (обещание быстрых и легких путей)

9.    Кто не имеет права избирать? (граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда)

10.  В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента Российской Федерации? (с 35 лет)

 Подводятся итоги первых двух конкурсов.

 Конкурс №3.  Кто быстрее.

Командам задаются вопросы и называются варианты ответов. Команды должны поднять таблички с номером правильного ответа. Выигрывает команда, которая поднимет правильный ответ быстрее.

1.    Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?

А) читательский билет

Б) паспорт

В) профсоюзный билет

 2.    Если брат попросит Вас проголосовать за него, что вы

сделаете?

А) возьмете его паспорт

Б) попросите его написать доверенность

В) объясните, что это невозможно

 3.    Можно ли на избирательном участке спрашивать совет у

     комиссии и избирателей о том, за кого вам проголосовать?

     А) можно только у других избирателей

     Б) нельзя

     В) можно только у членов избирательной комиссии и

         наблюдателей

 4.    Можете ли Вы заполнить свой бюллетень, не заходя в

      кабину для голосования?

     А) нет

     Б)  да, это мое личное дело

      В) да, если  разрешит председатель избирательной комиссии

5.    Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей

страны?

 А) Государственная Дума РФ

  Б) Президент РФ

  В) Центральная избирательная комиссия РФ

Подводятся итоги конкурса

 Конкурс №4. Юридическая консультация.

Иногда во время выборов избиратель попадает в ситуацию, выйти из которой ему может помочь квалифицированный юрист. Но чаще всего для разрешения проблемы достаточно просто хорошо знать основы избирательного законодательства. Можете ли вы оказать такую юридическую помощь своим родственникам или знакомым?

Это мы сейчас и узнаем.

1.    Можете ли Вы прийти на участок и заявить, что хотите быть наблюдателем во время выборов? (нет, наблюдатель назначается кандидатом или избирательным блоком)

2.    Вас нет в списках для голосования, но в день выборов Вам исполняется 18 лет. Можете ли Вы обратиться в комиссию с просьбой выдать вам бюллетень? (да, так как эту норму фиксирует статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

3.    Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе? (да, если он об этом попросит)

4.    Что нужно сделать, получив избирательный бюллетень? (поставить отметку напротив фамилии одного кандидата, которому вы отдаете предпочтение. Затем опустить бюллетень в избирательную урну)

 Конкурс №5. Собери мозаику.

Команды получают листки с высказываниями известных людей. Слова в них переставлены. Необходимо разрезать эти наборы слов  и сложить слова в правильном порядке, чтобы прочитать фразу.

1.    «Управление мудрых подбора зависит от  государством людей» («Управление государством зависит от подбора мудрых людей» Конфуций)

2.    «Неосведомленность ущерб одного в демократическом избирателя обществе всех наносит безопасности»

 ( «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех» Дж. Кеннеди»)

 Конкурс № 6. Конкурс для болельщиков.

Назовите как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений, в которых упоминаются выборы, коллективное обсуждение, агитация.

Подводятся итоги конкурсов

 Конкурс № 7. Выборы в Воронежской области.

Вопросы задаются командам по очереди, если команда затрудняется с ответом, право ответа получает команда соперников.

1.    Как называется парламент Воронежской области? (Областная Дума)

2.    С какого возраста можно стать депутатом Областной Думы? (с 21 года)

3.    С какого возраста можно быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования? (с 18 лет)

4.    С какого возраста можно быть избранным главой муниципального образования? (с 21 года)

5.    Кому принадлежит право назначения областного референдума в Воронежской области? (Областной Думе, представительному органу местного самоуправления)

6.    Сколько подписей должен собрать кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями на выборах в областную Думу? ( не менее 20 тысяч)

7.    Сколько подписей должен собрать кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями на выборах в органы местного самоуправления? (не менее 2% от числа избирателей данного одномандатного округа)

8.    Сколько депутатов в Воронежской Областной Думе? (56 депутатов)

9.    Сколько депутатов в Совете Народных Депутатов Таловского муниципального района Воронежской области? (50 депутатов)

10. Сколько участковых избирательных комиссий формируется в Таловском районе для организации и проведения выборов? (40 комиссий)

 Конкурс № 8. Домашнее задание.

Команды показывают приготовленные заранее инсценировки, инсценируют действия избирателей и членов избирательных комиссий в заранее заданных ситуациях.

Подводятся итоги конкурсов

Конкурс № 9. Политтехнологии.

Хороший политик должен обладать интеллектом и юмором, артистическими способностями, знать современные имидж-технологии и психологию избирателя. Предвыборная агитация в виде плакатов, растяжек, буклетов, календарей хорошо известна. Как правило, такая продукция содержит броские лозунги, девизы, слоганы, отражающие программу кандидата или партии.  А сможете ли вы помочь своему кандидату и организовать в его поддержку предвыборную агитацию? Ваша задача: составьте стихотворное произведение: девиз, лозунг своей команды, используя заданные  рифмы.

НАРОД – ИДЕТ

УРА – ИГРА

УСПЕХ – ЗА ВСЕХ

 

Жюри подводит общие итоги турнира

Награждение победителей.

Заключительное слово ведущего.

Вот и закончился наш турнир знатоков избирательного права. Но всего через несколько лет все его участники будут принимать участие в настоящих выборах, будут обладать не только активным, но и пассивным избирательным правом. Ваши сегодняшние ровесники – это будущие Президенты и депутаты Государственной и областной Думы, члены избирательных комиссий различных уровней, лидеры политических партий и  общественных организаций. Вам предстоит не только принимать участие в выборах, но и организовывать их проведение, проводить предвыборные кампании, быть агитаторами и доверенными лицами кандидатов в депутаты. Насколько хорошо вы будете знать технологию проведения выборов, насколько вы будете «подкованы» в правовом отношении, настолько легко вам будет заниматься этой работой в будущем. А это будущее зависит именно от вас, от сегодняшних школьников! Именно вам придется строить в России правовое государство и формировать гражданское общество. С какими знаниями вы придете на избирательные участки? Каких лидеров вы выберете? Я верю, что  вы сможете сделать правильный выбор, построить и сохранить Великую Россию!

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе!

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже как умею.

Ни к кому претензий не имею

Каждый выбирает для себя.

До новых встреч!

5. Олимпиады:

Вопросы олимпиады

«Героические страницы истории России»

7   класс

1. Кого из русских князей называли Александром Македонским Восточной Европы?

2.Назовите первую княгиню-христианку на Руси

3.  Кто из князей Древней Руси повесил свой щит на воротах Константинополя?

4.   Кто из князей 10 века создал оборонительную систему, защищающую от набегов кочевников с юга на Русь?

5.  Назовите имя князя Древней Руси, вошедшего в историю как «градостроитель»?

6. Кому принадлежит первый писаный свод законов на Руси?

7.  Кто из русских князей прославился не только как полководец, но и составил третью главу «Русской правды» и «Поучение детям»?

8  Кто и в каком году впервые упомянул в летописях о Москве?

9. Какой город на Руси монголо-татары называли «злым городом»?

10. Кто из русских князей нанес сокрушительное поражение шведам на Неве и немецким крестоносцам на Чудском озере?

11. Кто возглавил русское войско на Куликовом поле в 1380 году?

12. При каком князе Русское государство начинает именоваться «Россия»?

13.Какое событие военной истории считается концом монголо-татарского ига на Руси?

14. Кто из великих князей первым на Руси короновался на царство?

15. При каком правителе в состав России вошли Казанское, Астраханское ханства и Западная Сибирь?

16. Кто из русских землепроходцев активно осваивал Западную Сибирь и погиб в стычке с врагом на реке Иртыш?

17.  Кто возглавил русское ополчение, освободившее Москву от польских интервентов?

18. Назовите первого представителя династии Романовых, избранного на русский престол в 1613 году?

19. Сколько лет длилась Северная война?

20. Назовите крупнейшее сражение Северной войны.

21.  Кто возглавил русскую армию в годы Северной войны? 

22. В каком году Россия стала империей? 

23.Назовите город, построенный Петром 1 в Устье Невы в годы Северной войны? В каком году он был заложен?

24.             Кто стал первым Российским императором?

25.           Какой город считается колыбелью русского флота?

 Вопросы олимпиады

«Героические страницы истории России»

8   класс

1. Кого из русских князей называли Александром Македонским Восточной Европы?

2.Назовите первую княгиню-христианку на Руси.

3.Кто из князей Древней Руси повесил свой щит на воротах Константинополя?

4.Кто из князей 10 века создал оборонительную систему, защищающую от набегов кочевников с юга на Русь?

5. Назовите имя князя Древней Руси, вошедшего в историю как «градостроитель»?

6. Кому принадлежит первый писаный свод законов на Руси?

7.Кто из русских князей прославился не только как полководец, но и составил третью главу «Русской правды» и «Поучение детям»?

8.Кто и в каком году впервые упомянул в летописях о Москве? .

9.Какой город на Руси монголо-татары называли «злым городом»?

10. Кто из русских князей нанес сокрушительное поражение шведам на Неве и немецким крестоносцам на Чудском озере?

11.Кто возглавил русское войско на Куликовом поле в 1380 году?

12.При каком князе Русское государство начинает именоваться «Россия»?

13. Какое событие военной истории считается концом монголо-татарского ига на Руси?

14. Кто из великих князей первым на Руси короновался на царство?

15. При каком правителе в состав России вошли Казанское, Астраханское ханства и Западная Сибирь?

16.Кто из русских землепроходцев активно осваивал Западную Сибирь и погиб в стычке с врагом на реке Иртыш?

17. Кто возглавил русское ополчение, освободившее Москву от польских интервентов?

18. Назовите первого представителя династии Романовых, избранного на русский престол в 1613 году?

19. Сколько лет длилась Северная война?

20. Назовите крупнейшее сражение Северной войны. 

21.Кто возглавил русскую армию в годы Северной войны? 

22.В каком году Россия стала империей? 

23. Назовите город, построенный Петром 1 в Устье Невы в годы Северной войны? В каком году он был заложен?

24.Кто стал первым Российским императором?

25. Какой город считается колыбелью русского флота?

26. Назовите крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. 

27.Кто был главнокомандующим русскими войсками в Отечественной войне 1812 года?

28.Назовите дату попытки государственного переворота и введения в стране Конституции в первой половине 19 века.  

29. Назовите город, прославившийся героической обороной в годы Крымской войны.  

30.Назовите двух русских полководцев, командовавших обороной Севастополя в русско-турецкой войне 1853-1856 годов и погибших вместе с городом.

 Вопросы олимпиады

«Героические страницы истории России»

9 класс

1. Назовите дату начала русско-японской войны. 

2. Каким событием началась русско-японская война?  

3. Назовите 2 легендарных корабля, вступивших в неравный бой с японцами в корейском порту Чемульпо. 

4. Назовите вице-адмирала, командующего Тихоокеанским флотом в марте 1904 года. 

5. Кто из известных русских художников-баталистов погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом Макаровым?

6. Кто возглавил русскую делегацию на русско-японских переговорах в июле 1905 года?

7. В каком году образовался блок Антанта? 

8. Перечислите страны, вошедшие в Антанту. 

9. Назовите имя русского генерала, поставившего Австро-Венгрию в 1916 году на грань катастрофы.

10. Кому принадлежит фраза:  «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем!»  

11. Назовите дату подписания Брестского мира между Россией и Германией.  

12. Назовите дату создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии.   

13. Назовите дату образования СССР. 

14. В каком году в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия?

15. Назовите дату подписания мирного договора с Финляндией после советско-финской войны.    

16. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. 

17.Сколько дней длилась Ленинградская блокада?  

18. Какое кодовое название получила операция по захвату Москвы?   

19. Назовите сражение, которое имело кодовое название «Уран».

20. Перечислите крупнейшие сражения, которые явились начальным, коренным и окончательным переломом в ходу Великой Отечественной войны

21.  Назовите крупнейшее танковое сражение второй мировой войны.  

22. Какое кодовое название носила операция по освобождению от немецко-фашистских захватчиков Белоруссии.  

23. Перечислите глав правительств великих держав антигитлеровской коалиции, присутствующих на Тегеранской конференции.   

24. Назовите авторов песни «Священная война».   

25. Назовите авторов плаката «Родина-мать зовет!».    

26. Перечислите наиболее известных командиров партизанских отрядов и соединений, сражавшихся с фашистами в годы Великой Отечественной войны.        

27. Какое сражение вошло в историю как «Огненная дуга»?

28. Назовите фамилию советского летчика, потерявшего обе ноги и сумевшего вернуться в строй.  

29. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны.  

30. Назовите дату окончания второй мировой войны. 

Вопросы олимпиады

«Героические страницы истории России»

10 класс

1. Назовите дату начала русско-японской войны. 

2. Каким событием началась русско-японская война? 

3. Назовите 2 легендарных корабля, вступивших в неравный бой с японцами в корейском порту Чемульпо. 

4. Назовите вице-адмирала, командующего Тихоокеанским флотом в марте 1904 года. 

5. Кто из известных русских художников-баталистов погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом Макаровым?

6. Кто возглавил русскую делегацию на русско-японских переговорах в июле 1905 года?

7. В каком году образовался блок Антанта? 

8. Перечислите страны, вошедшие в Антанту. 

9. Назовите имя русского генерала, поставившего Австро-Венгрию в 1916 году на грань катастрофы.

10. Кому принадлежит фраза:  «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем!»  

11. Назовите дату подписания Брестского мира между Россией и Германией.  

12. Назовите дату создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии.   

13. Назовите дату образования СССР. 

14. В каком году в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия?

15. Назовите дату подписания мирного договора с Финляндией после советско-финской войны.    

16. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. 

17.Сколько дней длилась Ленинградская блокада?  

18. Какое кодовое название получила операция по захвату Москвы?   

19. Назовите сражение, которое имело кодовое название «Уран».

20. Перечислите крупнейшие сражения, которые явились начальным, коренным и окончательным переломом в ходу Великой Отечественной войны

21.  Назовите крупнейшее танковое сражение второй мировой войны.  

22. Какое кодовое название носила операция по освобождению от немецко-фашистских захватчиков Белоруссии.  

23. Перечислите глав правительств великих держав антигитлеровской коалиции, присутствующих на Тегеранской конференции.   

24. Назовите авторов песни «Священная война».   

25. Назовите авторов плаката «Родина-мать зовет!».    

26. Перечислите наиболее известных командиров партизанских отрядов и соединений, сражавшихся с фашистами в годы Великой Отечественной войны.        

27. Какое сражение вошло в историю как «Огненная дуга»?

28. Назовите фамилию советского летчика, потерявшего обе ноги и сумевшего вернуться в строй.  

29. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны.  

30. Назовите дату окончания второй мировой войны. 

Вопросы олимпиады

«Героические страницы истории России»

11 класс

1. Назовите дату начала русско-японской войны. 

2. Каким событием началась русско-японская война? 

3. Назовите 2 легендарных корабля, вступивших в неравный бой с японцами в корейском порту Чемульпо. 

4. Назовите вице-адмирала, командующего Тихоокеанским флотом в марте 1904 года. 

5. Кто из известных русских художников-баталистов погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом Макаровым?

6. Кто возглавил русскую делегацию на русско-японских переговорах в июле 1905 года?

7. В каком году образовался блок Антанта? 

8. Перечислите страны, вошедшие в Антанту. 

9. Назовите имя русского генерала, поставившего Австро-Венгрию в 1916 году на грань катастрофы.

10. Кому принадлежит фраза:  «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем!»  

11. Назовите дату подписания Брестского мира между Россией и Германией.  

12. Назовите дату создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии.   

13. Назовите дату образования СССР. 

14. В каком году в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия?

15. Назовите дату подписания мирного договора с Финляндией после советско-финской войны.    

16. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. 

17.Сколько дней длилась Ленинградская блокада?  

18. Какое кодовое название получила операция по захвату Москвы?   

19. Назовите сражение, которое имело кодовое название «Уран».

20. Перечислите крупнейшие сражения, которые явились начальным, коренным и окончательным переломом в ходу Великой Отечественной войны

21.  Назовите крупнейшее танковое сражение второй мировой войны.  

22. Какое кодовое название носила операция по освобождению от немецко-фашистских захватчиков Белоруссии.  

23. Перечислите глав правительств великих держав антигитлеровской коалиции, присутствующих на Тегеранской конференции.   

24. Назовите авторов песни «Священная война».   

25. Назовите авторов плаката «Родина-мать зовет!».    

26. Перечислите наиболее известных командиров партизанских отрядов и соединений, сражавшихся с фашистами в годы Великой Отечественной войны.        

27. Какое сражение вошло в историю как «Огненная дуга»?

28. Назовите фамилию советского летчика, потерявшего обе ноги и сумевшего вернуться в строй.  

29. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны.  

30. Назовите дату окончания второй мировой войны

 

6. Урок-игра на тему: "Россия в 10 - 17 веках"

Цели урока:

1. Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме: «Россия до середины 18 века» в игровой форме. Продолжить работу по поиску и   ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся через многократное повторение ранее изученного материала.

2. Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма через повторение самых ярких страниц русской истории.

3. Развивать познавательную активность учащихся через применение на уроке  игровых и развивающих заданий.

 Оборудование и литература:

1. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А.

            История Отечества  6-7 класс.

2.  Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа 

по истории. Саратов. ОАО  «Издательство «Лицей»».2003 год.      

3.   Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе.

История. Волгоград. Издательство «Учитель».2002 год.

4.  Последний звонок. Газета для организаторов

внеклассной работы. №5 за 2001 год.

5  Карты «Русь до монголо-татарского нашествия», «Смутное время», «Россия в первой половине 18 века»

6. Изображение терема на ватмане.

7. Зачетные карточки.

8. Контурные карты и тексты с ошибками.

 Ход урока.

1.            Вступительное слово учителя.

Учитель сообщает тему и цели урока, план работы на уроке и принципы работы с зачетными карточками.

Затем следует стихотворный игровой момент.

 Целый год мы не спешили, мы историю учили,

А теперь пора, поверьте, наши знания проверить

Чтоб было интересно всем, проведем мы КВН.

Между командами начнем соревнованье,

Но пусть обид не будет среди вас,

Ведь победитель, или побежденный, не главное,

Участие у нас всего дороже.

Мы будем рады, если вы в сраженье

Покажете находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье

Позволят вам сыграть вничью.

 К сожаленью, наша тема завершилась.

Как ни жаль.

Новый век уж на пороге

Он  зовет нас с вами вдаль.

Но прежде, чем его учить

Нам надо прошлый  повторить.

Проверить знанья и уменья,

Всем гостям на удивленье

Получить оценку «5», а потом уже опять

Вместе с вашими друзьями

В  новый век пойдем мы с вами.

Сегодня, всем на удивленье

Игровое повторенье.

Вы готовы отвечать?

Ну, с чего бы нам начать?

 Конкурс №1. Блиц-опрос.

А начнем мы с блиц - опроса. Я задам сейчас вопросы.

Ваше дело не бояться, отвечать, не запинаться!

(учащиеся отвечают на вопросы по очереди.

1.      1. Кто руководил русскими войсками в Ледовом побоище?     (Александр Невский)

2.      Назовите первого русского царя. (Иван 4  Грозный)

3.      Первая княгиня-христианка на Руси. (Ольга)

4.      Назовите фамилию царя Бориса. (Годунов)

5.      Русский крестьянин, загубивший польский отряд в начале 17 века. (Иван Сусанин).

6.      Первый книгопечатник на Руси. (Иван Федоров).

7.      Назовите имя, отчество и фамилию внука патриарха Филарета. (Алексей Михайлович).

8.      Кто из сыновей Ивана Грозного был на русском престоле. (Федор Иванович).

9.      Боярин, сидевший на русском престоле после Лжедмитрия 1. (Василий Шуйский).

10.  Кто из князей получил прозвище «Донской» и за что? (Дмитрий Иванович за победу на Куликовом поле).

11.  Имя патриарха, проводившего церковную реформу. (Никон).

12.  Имя протопопа, выступавшего против церковной реформы. (Аввакум).

Конкурс №2. Исторический диктант.

А теперь слова по теме

Чтоб сберечь урока время

Я читаю вам куплеты

Вы пишите лишь ответы.

Нужно эту тему знать,

Чтобы термины узнать

(Учащиеся пишут ответы на вопросы)

 1.        Есть хозяйство: пашня, пряжа,

Ничего нет для продажи.

Всё, что произведено:

Фрукты, рыба и зерно,

Всё крестьянин, труд любя,

Производит для себя.

В таких хозяйствах крепость, стать,

Как же нам его назвать?

         (натуральное хозяйство)

       2 . Русь языческой считалась

                    И Перуну поклонялась,

            И ещё другим богам.

            Их не перечислить вам.

            Но тут князь Владимир

            Окрестил сперва дружину

            И с себя на склоне лет

            Снял языческий обет.

            И в религию другую

            Обратил он Русь святую.

            Напишите же, в какую?

                                                 (христианство)

 3. Князь был мудрый Ярослав

И имел он много прав.

Первый написал закон

Как же назывался он?

                           ( «Русская правда»)

 

 4.   Когда крестьянин занемог,

  Он брал у феодала в долг.

  Долг отрабатывал, старался,

  А как крестьянин назывался?

                                                   (закуп)

5. Есть земельное владенье,

    Есть хозяин феодал.

    И когда он умирал,

    Сыну все он передал.

    Напишите, только точно.

    Как назывались земли?

                                            (Вотчина)

Конкурс №3. Хронология.

Вы готовились к опросу?

Я задам сейчас вопросы

О сраженьях, о годах, о князьях и городах.

Сами вы сейчас молчите,

Только дату поднимите.

(учитель называет события, а учащиеся поднимают карточку с датой этого события)

Конкурс №4. Логическая цепочка.

Слова я прочитаю вам,

А вы прислушайтесь к словам,

Может лишние попали?

Докажите. Как узнали?

Слово лишнее найдите, и его вы подчеркните.

Объясните нам потом, что плохого в слове том.

(учащиеся записывают цепочки слов и подчеркивают лишнее)

 1.        Александр Невский, Дмитрий Донской, Скопин-Шуйский, Дмитрий Пожарский, Никон. (Все полководцы, а Никон – патриарх)

2.        Холоп, закуп, вотчина,  рядович, смерд.

(зависимые крестьяне, а вотчина – земельное   владение).

3.        Нева, Калка, Непрядва, Ока, Угра. (Все реки, на берегах  которых происходили сражения, а  на Оке – нет.)

4.        Казанское ханство, Астраханское ханство, запанная Сибирь, Дальний Восток. (Земли, вошедшие в состав России при Иване Грозном)

5.        Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров,  Богдан Хмельницкий, Владимир Атасов. (Все землепроходцы, кроме Хмельницкого.)

 Конкурс№5. Контурная карта.

Вот вам карты непростые

Как вы видите – пустые.

Подпишите все, что нужно

Всей командой быстро, дружно!

Но совет даю вам дельный:

Каждый пишет сам, отдельно!

(учащиеся заполняют контурные карты)

Второй этап:

О чем говорят географические названия?

(учитель зачитывает несколько географических названий, а учащиеся должны определить, с каким историческим событием они связаны)

1.        Нижний Новгород, Ярославль, Москва.(Путь второго ополчения)

2.        Нарва. Юрьев, Рига, Ревель, Великое княжество Литовское. (Ливонская война)

3.        Непрядва. Дон, Нижний Дубяк, Смолка. (Куликовская битва)

4.        Остров Вороний камень, остров Порка, Чудское озеро. (Ледовое побоище).

5.        Смоленск, Догобуж, Вязьма, Можайск  Москва.(Польская интервенция в годы смутного времени)

Конкурс №6. Исторический кроссворд.

Много терминов, понятий

Изучили с вами мы,

А теперь в кроссворде этом

Угадать вы их должны.

Слово главное найдите

И его вы мне скажите.

(учащиеся разгадывают исторический кроссворд)

Конкурс №7.Попади в терем.

(На картине на доске – княжеский терем с высоким крыльцом. У крыльца имеется большое количество ступенек. Чтобы подняться на ступеньку, надо ответить на вопрос. Команды поднимаются по очереди.  На доске по ступенькам поднимаются флажки с помощью магнитной доски и магнитов.)

Вот вам терем расписной

У него крыльцо резное.

Чтоб внутри нам оказаться,

Надо на крыльцо подняться.

А подняться можно просто

Лишь ответить на вопросы.

Отвечай, не ленись,

На ступеньку поднимись.

Как ступенька – так вопрос,

Начинаем наш опрос.

 1. Как назывался  круговой объезд князем своих земель с целью сбора дани на Руси? ( полюдье)

2.        Кто являлся основателем династии русских        князей? (Рюрик)

3.        Как называлась первая сводная летопись на Руси и кто её автор? («Повесть временных лет», Нестор)

4.        Назовите основоположников славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)

5.        В чем заключается значение принятия христианства на Руси? (Принятие христианства укрепило государственность, возвысило Русь в глазах соседних государств, способствовало развитию культуры и образования, усилило княжескую власть, облегчило связи с христианскими государствами, способствовало принятию  общечеловеческих ценностей и духовности).

6.        Дайте характеристику феодальной раздробленности. В чем её положительные и отрицательные черты? (Это -  закономерный  объективный этап в развитии феодализма. Негативные черты: снижение обороноспособности страны, междоусобицы, конфликт князей с боярством. Позитивные черты: небольшим княжеством легче было управлять,  в нем сильнее были экономические связи,  расцвет культуры.)

7.        В чем заключается горизонтальный порядок передачи власти? (Великокняжеская власть передается по наследству старшему брату, а при отсутствии такового – старшему в роду.)

8.        В чем заключается вертикальный порядок передачи власти? (Передача власти от отца к старшему сыну)

9.        Кто был первым представителем династии Романовых? (Михаил Федорович Романов)

10.    Каково было настоящее имя  Лжедмитрия 1? (Григорий Отрепьев)

11.    Кто встал во главе второго ополчения при освобождении Москвы в 1612 году? (Минин и Пожарский)

12.    Кого из исторических лиц прозвали «тушинским вором»? (Лжедмитрия  Второго).

 Конкурс№8. Найди ошибку.

Перед вами текст большой

С виду он совсем простой,

Но не верьте вы глазам,

Есть ошибок много там.

Предстоит сейчас вам дети

Отыскать  ошибки эти

Отыскавши, их исправить,

То, что нужно в тексте – вставить.

Вы ошибки зачеркните,

Нужное – вверху впишите!

 

(учащиеся читают текст, зачеркивают ошибки и вписывают над ними нужные фразы)

Воцарение Василия Шуйского и подавление восстания Болотникова не привели к успокоению страны. Не успела разнестись весть о гибели Лжедмитрия 1, как в приграничной  с Речью Посполитой полосе вдруг появился ещё один «царь Дмитрий».

          Лжедмитрий 2 собрал большое войско и  подошел к Москве. Москвичи, ненавидевшие Василия Шуйского, сами открыли самозванцу ворота города (Овладеть столицей самозванец не смог). Марина Мнишек тоже приехала к нему в Кремль  (в Тушино).

               Василий Шуйский в это время обратился за помощью к  датчанам  (к шведам) и обещал им участок Балтийского побережья.

                  На беду король Речи Посполитой Баторий 2  ( Сигизмунд 3 ) в сентябре 1609 года открыто выступил против России.

                Боярская верхушка в Москве решила низложить непопулярного Василия Шуйского и передать русский престол сыну Лжедмитрия 2  и Марины Мнишек Ивану (сыну Сигизмунда Владиславу).

 Заключительное слово учителя

Хорошо вы потрудились, чтобы знанья показать,

А теперь пора настала Ваши  баллы посчитать.

(Учитель ставит оценки за работу на уроке, определяет победителя и награждает его.)

Вот поставлены оценки,

Я довольна, что скрывать.

А теперь пора и на дом

Вам заданье записать.

Учитель задает домашнее задание индивидуально, исходя из результатов урока.

Всю мы сделали работу,

И закончен наш урок.

Через несколько мгновений

Прозвенит для вас звонок.

     Я сейчас прощаюсь с вами,

      Но уже не за горами встреча новая у нас.

      Послезавтра этот класс ждет вас снова.

       Обещаю, вы не будете скучать.

       Ведь уже пора настанет тему  новую начать.

       Будут новые заданья, а сегодня – до свиданья

 Текст с ошибками.

Воцарение Василия Шуйского и подавление восстания Болотникова не привели к успокоению страны. Не успела разнестись весть о гибели Лжедмитрия 1,  как в приграничной   с Речью Посполитой полосе вдруг появился еще один «царь Дмитрий».

          Лжедмитрий 2 собрал большое войско и подошел к Москве. Москвичи  сами открыли самозванцу ворота города. Марина Мнишек приехала к нему в Кремль.

        Василий Шуйский в это время обратился за помощью к датчанам и обещал им участок балтийского побережья.

                   На беду король Речи Посполитой Баторий 2  в сентябре 1609 года открыто выступил против России.

                Боярская верхушка в Москве решила низложить непопулярного Василия Шуйского и передать  русский престол сыну Лжедмитрия 2 и Марины Мнишек Ивану.

Текст с ошибками

     Воцарение  Василия Шуйского и подавление восстания Болотникова не привели к успокоению страны. Не успела разнестись весть о гибели Лжедмитрия 1 , как в приграничной с Речью Посполитой полосе  вдруг появился еще один «царь Дмитрий».

            Лжедмитрий 2  собрал большое войско и подошел к Москве. Москвичи  сами открыли самозванцу ворота города. Марина Мнишек приехала к нему в Кремль.

            Василий Шуйский в это время обратился за помощью к датчанам и обещал им участок балтийского побережья.

                На беду король Речи Посполитой Баторий 2  в сентябре 1609 года открыто выступил против России.

                Боярская верхушка в Москве решила низложить непопулярного Василия Шуйского и передать русский престол сыну Лжедмитрия 2 и Марины Мнишек Иван.

 Логическая цепочка

1.         Александр Невский, Дмитрий Донской, Скопин-Шуйский, Дмитрий Пожарский, Никон.

2.         Холоп, закуп, вотчина, рядович, смерд.

3.         Нева, Калка, Непрядва, Ока, Угра.

4.         Казанское ханство, Астраханское ханство, Западная Сибирь, Дальний Восток.

5.         Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Богдан Хмельницкий, Владимир Атласов.

 Логическая цепочка.

1.         Александр Невский, Дмитрий Донской, Скопин-Шуйский, Дмитрий Пожарский, Никон.

2.         Холоп, закуп, вотчина, рядович, смерд.

3.          Нева, Калка, Непрядва, Ока, Угра.

4.         Казанское ханство, Астраханское ханство, Западная Сибирь, Дальний Восток.

5.         Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Богдан Хмельницкий, Владимир Атласов.

 

Вид работы

Оценка

1

Блиц-опрос

 

2

Исторический

 диктант

 

3

Хронология

 

4

Логическая

 цепочка

 

5

Контурная карта

 

6

Исторический

кроссворд

 

7

Терем

 

8

Текст с ошибками

 

Итоговая

оценка

 

Фамилия и имя учащегося

 

 

 

  

Фамилия и имя учащегося

 

 

Вид работы

Оценка

1

Блиц-опрос

 

2

Исторический

диктант

 

3

Хронология

 

4

Логическая цепочка

 

5

Контурная карта

 

6

Исторический

кроссворд

 

7

Терем

 

8

Текст с ошибками

 

Итоговая

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz