Музей "Отчий дом"

 

Главная

 

Назад

 

Вперед

                                                 Руководитель музея Тарелкина Валентина Анатольевна

 

Программа

школьного краеведческого музея «Отчий дом»

для учащихся 12 – 17 лет

Авторские программы Шевцова А.А. и Иванникова И.И. дополнены, переработаны и адаптированы учителем истории Тарелкиной В.А.

                                                                                Пояснительная записка

Важным направлением в воспитании подрастающего поколения является формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за её историческое прошлое. Именно решению этих задач служит программа работы школьного историко-краеведческого музея Орловской средней общеобразовательной школы имени И.Ф.Жужукина «Отчий дом». Данная программа характеризуется широтой охвата направлений деятельности учащихся. Это позволяет создать им условия выбора деятельности по интересам, решить проблему индивидуального подхода и широты охвата дополнительного образования в разностороннем формировании личности. Это немаловажно в условиях сельских школ при неразветвленности структуры дополнительного образования и многочисленности кружков по интересам. Данная программа основана на тесном сотрудничестве с районным краеведческим музеем, районным центром детей и юношества, сельскими библиотеками. Результатом этого является систематическое участие активистов музея в районных краеведческих мероприятиях.

 

Цели программы:

  1. Воспитание любви к Отечеству, расширение знаний по истории родного края, приобретение учащимися навыков работы по систематизации и описанию экспонатов.
  2. Воспитание гражданственности через изучение истории родного края.
  3.  Развитие  навыков научно-исследовательской работы  через работу в архивах, с очевидцами событий.
  4.  Разыскать, сохранить экспонаты, имеющие научно-историческую ценность  для изучения истории родного края.
  5.  Сформировать у подрастающего поколения представление о народном мастере как о творческой личности,  духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта. Привить любовь к традиционному народному искусству.

Задачи программы.

Образовательные:

  1. Углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории России и родного края.
  2. Совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках истории и при работе в музее.
  3. Совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся любовь к  Родине, к родному краю через изучение его истории.
  2. Пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу.
  3. Формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе  духовных ценностей жителей родного края
  4. Формировать у учащихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле.

Развивающие:

  1. Развивать умения и навыки  практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков, воссозданию прошлого родного края в виде организации  экспозиции музея.
  2. Реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся
  3. Развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.
  4. Развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через подготовку докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.
  5. Развивать образное художественное мышление через художественное оформление экспозиций, реставрацию и реконструкцию предметов быта, старины и т.д.

Возраст учащихся: 12 – 17 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

На первом году учащиеся пополняют и моделируют экспозиции «Быт наших односельчан в далеком прошлом», «История нашего села в годы Великой Отечественной войны». На втором году работы происходит пополнение данных экспозиций и  формирование новых: «Наши замечательные земляки» и «История родной школы»,  а также «Орловские мастера»

                 Программа рассчитана на учащихся 6 – 11 классов. Именно данный возраст предполагает осознанный подход и мотивацию к обучению музейной работе. Рекомендуемый минимальный состав актива  музея – 7 человек в первый год реализации программы и  5 человек во второй.

            Программа предусматривает приобретение знаний по истории своего народа, родного края, одновременно содействует углублению чувства патриотизма, любви к Родине, воспитывает в духе интернационализма, повышает общий культурный  и эстетический уровень учащихся.

             Занятия с активом музея проводятся как в виде экскурсий, так и  в виде кабинетных занятий, участия в краеведческих конференциях, подготовке и проведении выставок, викторин, творческих отчетов музея.

Ожидаемые результаты работы.

  1. Расширение экспозиций, уже имеющихся в музее, а также сохранение экспонатов и поиск новых, формирование новых экспозиций.
  2. Участие в районных и областных краеведческих конференциях
  3. Расширение общеобразовательного кругозора учащихся.
  4. Овладение основами музейного дела.
  5. Приобщение учащихся к исследовательской работе по изучению родного края
  6. Усиление роли музея в патриотическом воспитании учащихся.
  7. Обеспечение учета и условий сохранности фондов музея.

Способы и методы контроля.

  1. Творческие отчеты музея.
  2. Проведение общешкольных краеведческих конференций
  3. Участие в районных и областных краеведческих конференциях.
  4. Использование материалов музея на уроках и внеурочных мероприятиях.
  5. Участие в районном смотре школьных музеев и экспозиций Воинской славы, посвященном  65-летию Великой Победы.

                                                                    Принципы педагогической деятельности.

  1. Доступность и привлекательность краеведческих знаний для учащихся.

Учащиеся желают знать историю своей семьи, своей школы, своего села, своего края. Это естественное желание человека – знать свои истоки, свои корни. При работе в краеведческом кружке и школьном музее, учащимся легче получить эти знания, убедиться в их достоверности воочию. Они получают возможность гордиться прошлым своего края.

  1. Принцип полезности. Связь с жизнью.

Главная сущность любого человека – созидание. Приносить пользу – суть человека. В своей работе человек самореализуется.

Но этому тоже нужно учиться. Узнав что-то новое о своем крае, расскажи об этом другим. Подготовив доклад, выступи с ним перед  своими товарищами. Найдя мастера традиционных ремесел, познакомь всех с  его творчеством, научись этому мастерству, благоустрой памятник. Созидание и полезность, а не расточительство и потребление.

3.  Принцип   научности.

Вся информация, получаемая в процессе деятельности, должна быть достоверной и научно обоснованной. Все факты должны проверяться и перепроверяться. Множественность источников проверки – наиболее надежный путь.

4.Принцип  демократичности.

Этот принцип  предполагает создание условий для выбора деятельности, что позволяет подростку развивать свою индивидуальность, и в то же время признавать свободу выбора других. Подросток сам принимает решение о работе в музее, о посещении краеведческого кружка и выходе из него. Он  имеет право на свою точку зрения по всем ключевым вопросам деятельности коллектива. Выбирает в кружке и музее работу по душе: брать интервью, подготовить фотоматериал, заниматься оформительской работой, быть экскурсоводом или готовить доклады для краеведческих конференций.

5         Принцип коллективизма.

Человек индивидуален, но его индивидуальность заметна только в общности  людей. Наиболее высокая из них – коллектив. Подросток многого может достичь сам, но еще больше – в коллективе единомышленников, спаянных общей целью и связанных общими интересами. В этом коллективе есть традиции, благоприятная психологическая атмосфера, взаимопомощь. Коллектив – это инструмент воспитания. Чем больше друзей – единомышленников, тем легче добиться положительного результата.

  1. Принцип преемственности.

Этот принцип довольно разноплановый. Это и преемственность курсов в образовательной части, это и преемственность дел,  которые выступают звеньями общей цепочки деятельности, это и преемственность традиций.

  1. Принцип творческого развития.

Дети не любят стоять на месте.  Им необходимо делать постоянно что-то новое, добиваться новых результатов. Рутинная работа их утомляет. Подростку необходимо немного помочь в достижении определенного результата, чтобы дальше двигаться вперед. Очень важно создать в коллективе такую атмосферу, при которой все достижения подростка были бы замечены и поощрены. То же самое с коллективом: подвести итог, проанализировать его, исправить недостатки   -  и  снова к новым целям и рубежам. Все  это сделает коллектив крепким, работоспособным, перспективным.

               Творчество – высшее достижение человека. Ребята знакомятся с этими достижениями: проводят экскурсии, творческие вечера, конференции и т. д. Они и сами учатся творить. Пусть не у всех и не сразу все получается, главное – чтобы стремление к творчеству не ослабевало, а становилось сильнее и охватывало все стороны жизни.

Учебно-тематический план занятий

Тема занятия

Количество часов

теории

Количество часов

практики

1.

Историческое краеведение и история нашего края

1

 

2.

Геральдика как наука

3

1

3.

Музееведение как наука

1

 

4.

Быт наших односельчан в прошлом

 

4

5.

Исторические места нашего села

1

3

6

Военная летопись малой родины

2

8

7.

Орловские мастерицы

1

6

8

Наши земляки в «горячих точках»

2

6

9.

Центры культуры «малой родины»

2

4

10.

Семейные династии

1

3

11.

Сельские обряды и праздники

3

2

12.

История родной школы

2

4

13.

Трудовые традиции наших земляков

2

8

14

Генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина

1

1

                                                                   Содержание программы

  1. Историческое краеведение и историография как наука. Историография нашего края.

Что такое историография. Способы накопления исторических знаний по истории края. Архивы, карты. Кто и когда занимался исследованиями истории нашего края.

  1. Геральдика как наука.

Изучение герба и флага России. История создания. Изучение герба города Воронежа и Воронежской области, герба  Таловского района.

Практическое занятие: экскурсия в музей, проведение конкурса на лучший эскиз герба нашего села и нашей школы.

  1. Музееведение как наука.

Виды музеев. Их назначение.  Правила оформления экспозиций. Систематизация и  описание экспонатов. Главная инвентарная книга. Экскурсия в музей.

  1. Быт наших односельчан в прошлом

Поиск экспонатов, их реставрация. Систематизация и учет. Оформление экспозиции «Быт наших односельчан в прошлом». Сбор информации у старожилов села о назначении каждого из предметов быта.

  1. Исторические места нашего села.

С какими событиями связано то или иное место села. Значение этого события в жизни края. Исторические памятники села. История их создания, современное состояние. Сбор фотоматериала, его описание  и оформление альбома. Экскурсия по историческим местам села.

  1. Военная летопись малой Родины.

Поиск и сбор информации об односельчанах-ветеранах Великой Отечественной войны. Сбор  воспоминаний, их обработка, редактирование и оформление альбома. Сбор и подготовка фотоматериала о ветеранах войны, вдовах, детях войны и людях, работавших в годы войны в тылу. Оформление графиков и стендов о работниках тыла. Экскурсия в музей на тему: «Была война»,

« Наши земляки – Герои Советского Союза». Подготовка публикаций в печати о ветеранах Великой Отечественной войны.

  1. Наши земляки в «горячих точках»

Поиск и сбор информации об односельчанах, служивших в «горячих точках»: Афганистане, Таджикистане, Чечне. Запись их воспоминаний, их редактирование. Подготовка фотоматериала, оформление стенда или альбома о земляках, служивших в «горячих точках».  Экскурсия в музей на тему: «Наши земляки в «горячих точках»».

  1. Орловские мастерицы»

Поиск односельчан – мастеров художественных промыслов или традиционных ремесел: вышивания, вязания, токарного и плотницкого ремесел, плетения корзин и др. Изучение их мастерства. Приобретение их изделий для экспозиции музея, пропаганда промыслов. Подготовка материалов о мастерах и мастерицах, подготовка фотоматериала. Сбор и систематизация экспонатов. Оформление стенда «Орловские мастера».

  1. Центры культуры «малой Родины»

Очаги культуры на селе. История создания, история функционирования и современное состояние. Посещение сельской библиотеки, школьного музея, клуба.

  1. Семейные династии.

Известные династии нашего села. Учительские династии, династии работников культуры. Династии хлеборобов и животноводов. Династия в моей семье. Викторина на лучшее знание профессий своей семьи. Экскурсия в музей.

  1. Сельские обряды и праздники.

Семейные. Официальные. Религиозные: христианские и языческие. Происхождение обрядов и праздников. Особенности внутрисемейного быта. Практическое занятие: составление сценария праздника.

  1. История родной школы.

История возникновения. Особенности развития, географическое положение. Традиции. Педагогические династии. Достижения в работе, культурной деятельности,  смотрах, конкурсах, олимпиадах. Наши выпускники. Известные, знаменитые выпускники нашей школы. Современное состояние.

  1. Трудовые традиции наших земляков.

Наши земляки – передовики сельского хозяйства. Структура хозяйства нашего края. Выдающиеся растениеводы и животноводы. Связь  с НИИ им. Докучаева. Подготовка фотоматериала и биографических сведений о передовиках  сельского хозяйства. Оформление стенда «Наши замечательные земляки»

  1. Генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина.

Наука генеалогия. Генеалогическое древо. Виды родственных связей. Связь, преемственность поколений. Родословная моей семьи.

Методическое обеспечение.

Для реализации данной программы используются как индивидуальные, так и  коллективные  формы  работы с учащимися. Чаще всего из индивидуальных форм работы используется краеведческий поиск, подготовка докладов и сообщений для занятий краеведческого  кружка и выступления на краеведческих конференциях. Учащиеся составляют родословную своей семьи, предлагают эскиз герба села и школы, публикуют свои заметки в прессе.

         Из коллективных форм работы при работе музея и краеведческого кружка используются экскурсии в музей, экскурсии по родному краю, встречи с  интересными людьми: передовиками сельского хозяйства, мастерами народных промыслов, ветеранами войны. К таким формам работы относятся также викторины по краеведению, заседания краеведческого кружка, подготовка  и проведение творческих отчетов музея и краеведческих конференций.

          При этом методы работы тоже  весьма разнообразны: от самостоятельной работы учащихся с архивными источниками и литературой до анализа и обобщения результатов работы в виде выставок, викторин, подведение итогов работы.

         При этом  необходимыми условиями реализации программы являются:

  1. систематическое исследование  мотиваций различных слоев населения в плане воспитания подрастающего поколения.
  2. анализ факторов, ускоряющих или замедляющих позитивные процессы развития современной молодежи.
  3. диагностика потребностей, интересов, идеалов молодого поколения.
  4. использование результатов исследований с целью оптимизации патриотического воспитания молодежи.
  5. изучение и отбор новых педагогических  технологий при совершенствовании и корректировке уже существующих
  6. использование разнообразных форм работы, активизирующих познавательные и творческие способности детей
  7. привлечение педагогов, родителей, учреждений различного типа для сотрудничества с музеем
  8. финансирование полезных дел за счет бюджетных средств местной власти.
  9. использование внебюджетных источников для финансирования работы музея и поддержания экспонатов в надлежащем состоянии.

Литература.

  1. 1.Авторская программа А.А. Шевцова для туристического краеведческого объединения «Костер»
  2. Авторская комплексная культурно-образовательная программа по созданию и  работе этнографического музея-мастерской «Истоки» И.И. Иванникова.
  3. Аббасов А. «Край родной».  Воронеж 1997.
  4. Афанасов А.Н.  Древо жизни. М. 1982.
  5. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее.   М. 2001.
  6. Пушкина С. И.  Мы играем и поем М. 2001.
  7. Панова В.И. «История Воронежского края». Воронеж. Родная речь. 1995.
  8. Люби и знай родной край. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж 2008.
  9. Зеленин П.М., Лукьянов А.Т.  Таловский район. Историко- экономический очерк. Учебное пособие по краеведению Таловского района. Областная организация союза журналистов России. 1995.
  10. Методика историко-краеведческой работы в школе. Под редакцией Н.С.Борисова. М. 1982.
  11. Кружковая работа по истории и обществоведению. М. 1984.
  12. Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М. Просвещение. 1972.

 

 

Hosted by uCoz