Музей "Отчий дом" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Руководитель музея Тарелкина Валентина Анатольевна
Программа школьного краеведческого музея «Отчий дом» для учащихся 12 – 17 лет Авторские программы Шевцова А.А. и Иванникова И.И. дополнены, переработаны и адаптированы учителем истории Тарелкиной В.А. Пояснительная записка Важным направлением в воспитании подрастающего поколения является формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за её историческое прошлое. Именно решению этих задач служит программа работы школьного историко-краеведческого музея Орловской средней общеобразовательной школы имени И.Ф.Жужукина «Отчий дом». Данная программа характеризуется широтой охвата направлений деятельности учащихся. Это позволяет создать им условия выбора деятельности по интересам, решить проблему индивидуального подхода и широты охвата дополнительного образования в разностороннем формировании личности. Это немаловажно в условиях сельских школ при неразветвленности структуры дополнительного образования и многочисленности кружков по интересам. Данная программа основана на тесном сотрудничестве с районным краеведческим музеем, районным центром детей и юношества, сельскими библиотеками. Результатом этого является систематическое участие активистов музея в районных краеведческих мероприятиях.
Цели программы:
Задачи программы. Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Возраст учащихся: 12 – 17 лет. Срок реализации программы: 2 года. На первом году учащиеся пополняют и моделируют экспозиции «Быт наших односельчан в далеком прошлом», «История нашего села в годы Великой Отечественной войны». На втором году работы происходит пополнение данных экспозиций и формирование новых: «Наши замечательные земляки» и «История родной школы», а также «Орловские мастера» Программа рассчитана на учащихся 6 – 11 классов. Именно данный возраст предполагает осознанный подход и мотивацию к обучению музейной работе. Рекомендуемый минимальный состав актива музея – 7 человек в первый год реализации программы и 5 человек во второй. Программа предусматривает приобретение знаний по истории своего народа, родного края, одновременно содействует углублению чувства патриотизма, любви к Родине, воспитывает в духе интернационализма, повышает общий культурный и эстетический уровень учащихся. Занятия с активом музея проводятся как в виде экскурсий, так и в виде кабинетных занятий, участия в краеведческих конференциях, подготовке и проведении выставок, викторин, творческих отчетов музея. Ожидаемые результаты работы.
Способы и методы контроля.
Принципы педагогической деятельности.
Учащиеся желают знать историю своей семьи, своей школы, своего села, своего края. Это естественное желание человека – знать свои истоки, свои корни. При работе в краеведческом кружке и школьном музее, учащимся легче получить эти знания, убедиться в их достоверности воочию. Они получают возможность гордиться прошлым своего края.
Главная сущность любого человека – созидание. Приносить пользу – суть человека. В своей работе человек самореализуется. Но этому тоже нужно учиться. Узнав что-то новое о своем крае, расскажи об этом другим. Подготовив доклад, выступи с ним перед своими товарищами. Найдя мастера традиционных ремесел, познакомь всех с его творчеством, научись этому мастерству, благоустрой памятник. Созидание и полезность, а не расточительство и потребление. 3. Принцип научности. Вся информация, получаемая в процессе деятельности, должна быть достоверной и научно обоснованной. Все факты должны проверяться и перепроверяться. Множественность источников проверки – наиболее надежный путь. 4.Принцип демократичности. Этот принцип предполагает создание условий для выбора деятельности, что позволяет подростку развивать свою индивидуальность, и в то же время признавать свободу выбора других. Подросток сам принимает решение о работе в музее, о посещении краеведческого кружка и выходе из него. Он имеет право на свою точку зрения по всем ключевым вопросам деятельности коллектива. Выбирает в кружке и музее работу по душе: брать интервью, подготовить фотоматериал, заниматься оформительской работой, быть экскурсоводом или готовить доклады для краеведческих конференций. 5 Принцип коллективизма. Человек индивидуален, но его индивидуальность заметна только в общности людей. Наиболее высокая из них – коллектив. Подросток многого может достичь сам, но еще больше – в коллективе единомышленников, спаянных общей целью и связанных общими интересами. В этом коллективе есть традиции, благоприятная психологическая атмосфера, взаимопомощь. Коллектив – это инструмент воспитания. Чем больше друзей – единомышленников, тем легче добиться положительного результата.
Этот принцип довольно разноплановый. Это и преемственность курсов в образовательной части, это и преемственность дел, которые выступают звеньями общей цепочки деятельности, это и преемственность традиций.
Дети не любят стоять на месте. Им необходимо делать постоянно что-то новое, добиваться новых результатов. Рутинная работа их утомляет. Подростку необходимо немного помочь в достижении определенного результата, чтобы дальше двигаться вперед. Очень важно создать в коллективе такую атмосферу, при которой все достижения подростка были бы замечены и поощрены. То же самое с коллективом: подвести итог, проанализировать его, исправить недостатки - и снова к новым целям и рубежам. Все это сделает коллектив крепким, работоспособным, перспективным. Творчество – высшее достижение человека. Ребята знакомятся с этими достижениями: проводят экскурсии, творческие вечера, конференции и т. д. Они и сами учатся творить. Пусть не у всех и не сразу все получается, главное – чтобы стремление к творчеству не ослабевало, а становилось сильнее и охватывало все стороны жизни. Учебно-тематический план занятий
Содержание программы
Что такое историография. Способы накопления исторических знаний по истории края. Архивы, карты. Кто и когда занимался исследованиями истории нашего края.
Изучение герба и флага России. История создания. Изучение герба города Воронежа и Воронежской области, герба Таловского района. Практическое занятие: экскурсия в музей, проведение конкурса на лучший эскиз герба нашего села и нашей школы.
Виды музеев. Их назначение. Правила оформления экспозиций. Систематизация и описание экспонатов. Главная инвентарная книга. Экскурсия в музей.
Поиск экспонатов, их реставрация. Систематизация и учет. Оформление экспозиции «Быт наших односельчан в прошлом». Сбор информации у старожилов села о назначении каждого из предметов быта.
С какими событиями связано то или иное место села. Значение этого события в жизни края. Исторические памятники села. История их создания, современное состояние. Сбор фотоматериала, его описание и оформление альбома. Экскурсия по историческим местам села.
Поиск и сбор информации об односельчанах-ветеранах Великой Отечественной войны. Сбор воспоминаний, их обработка, редактирование и оформление альбома. Сбор и подготовка фотоматериала о ветеранах войны, вдовах, детях войны и людях, работавших в годы войны в тылу. Оформление графиков и стендов о работниках тыла. Экскурсия в музей на тему: «Была война», « Наши земляки – Герои Советского Союза». Подготовка публикаций в печати о ветеранах Великой Отечественной войны.
Поиск и сбор информации об односельчанах, служивших в «горячих точках»: Афганистане, Таджикистане, Чечне. Запись их воспоминаний, их редактирование. Подготовка фотоматериала, оформление стенда или альбома о земляках, служивших в «горячих точках». Экскурсия в музей на тему: «Наши земляки в «горячих точках»».
Поиск односельчан – мастеров художественных промыслов или традиционных ремесел: вышивания, вязания, токарного и плотницкого ремесел, плетения корзин и др. Изучение их мастерства. Приобретение их изделий для экспозиции музея, пропаганда промыслов. Подготовка материалов о мастерах и мастерицах, подготовка фотоматериала. Сбор и систематизация экспонатов. Оформление стенда «Орловские мастера».
Очаги культуры на селе. История создания, история функционирования и современное состояние. Посещение сельской библиотеки, школьного музея, клуба.
Известные династии нашего села. Учительские династии, династии работников культуры. Династии хлеборобов и животноводов. Династия в моей семье. Викторина на лучшее знание профессий своей семьи. Экскурсия в музей.
Семейные. Официальные. Религиозные: христианские и языческие. Происхождение обрядов и праздников. Особенности внутрисемейного быта. Практическое занятие: составление сценария праздника.
История возникновения. Особенности развития, географическое положение. Традиции. Педагогические династии. Достижения в работе, культурной деятельности, смотрах, конкурсах, олимпиадах. Наши выпускники. Известные, знаменитые выпускники нашей школы. Современное состояние.
Наши земляки – передовики сельского хозяйства. Структура хозяйства нашего края. Выдающиеся растениеводы и животноводы. Связь с НИИ им. Докучаева. Подготовка фотоматериала и биографических сведений о передовиках сельского хозяйства. Оформление стенда «Наши замечательные земляки»
Наука генеалогия. Генеалогическое древо. Виды родственных связей. Связь, преемственность поколений. Родословная моей семьи. Методическое обеспечение. Для реализации данной программы используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы с учащимися. Чаще всего из индивидуальных форм работы используется краеведческий поиск, подготовка докладов и сообщений для занятий краеведческого кружка и выступления на краеведческих конференциях. Учащиеся составляют родословную своей семьи, предлагают эскиз герба села и школы, публикуют свои заметки в прессе. Из коллективных форм работы при работе музея и краеведческого кружка используются экскурсии в музей, экскурсии по родному краю, встречи с интересными людьми: передовиками сельского хозяйства, мастерами народных промыслов, ветеранами войны. К таким формам работы относятся также викторины по краеведению, заседания краеведческого кружка, подготовка и проведение творческих отчетов музея и краеведческих конференций. При этом методы работы тоже весьма разнообразны: от самостоятельной работы учащихся с архивными источниками и литературой до анализа и обобщения результатов работы в виде выставок, викторин, подведение итогов работы. При этом необходимыми условиями реализации программы являются:
Литература.
|